Эксперты оценили экономические последствия изменения налоговой системы
К возможным макроэкономическим последствиям предлагаемого правительством изменения налоговой системы с 2025 года относятся рост нормы потребления, снижение инфляции и некоторое замедление темпов экономического роста. Но многое зависит от направления госрасходов — государство может оказаться более активным инвестором, в результате чего в целом по экономике будет обеспечен прирост инвестиций. К такому выводу пришли опрошенные РБК экономисты. По их словам, эффект на экономическую динамику будет определяться направлениями трат поступивших дополнительных доходов, а также деталями федерального инвестиционного вычета для компаний.
Эффект перераспределения
По действующему базовому прогнозу Минэкономразвития, ВВП в 2025 году увеличится на 2,3%, и в последующие периоды будет прирастать аналогичным темпом (на 2,3–2,4% ежегодно). Ожидания ЦБ умереннее: на 2025 год регулятор закладывает рост экономики в диапазоне 1–2%, на 2026-й — 1,5–2,5%. Оба прогноза были представлены в апреле 2024 года, до объявления основных параметров предлагаемого изменения налоговой системы, которое предполагает увеличение прогрессии по НДФЛ, повышение налога на прибыль на 5 п.п. и ряд других новаций.
Рост налогов приведет к перераспределению госбюджета в эквиваленте около 1,4% ВВП в год, говорит главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Как ранее писал РБК, только в 2025 году дополнительные доходы бюджетной системы от повышения налогов оцениваются Минфином в 2,6 трлн руб. Если параллельно увеличатся госрасходы на сопоставимую сумму (что в принципе возможно, поскольку все потенциальные дополнительные поступления не относятся к нефтегазовым. — РБК), то потери вследствие комбинации мультипликативных эффектов (рост налогов на 1 руб. отнимает у экономики больше, чем дает рост расходов государства на 1 руб.) приведут к торможению экономики, по грубой оценке, на величину в пределах 0,7% ВВП в год, указал Прокудин.
Если же государство часть этих средств на расходы не направит, а использует их для сокращения дефицита бюджета, то потери ВВП окажутся большими, допускает экономист. В 2024–2026 годах исполнение федерального бюджета ожидается с дефицитом на уровне 0,9% ВВП в 2024 году, 0,4% в 2025-м и 0,8% в 2026-м, следует из действующего закона о бюджете.
«По нашим оценкам на данных с конца 1980-х по настоящее время, рост государственного потребления в ВВП на 1 п.п. снижает рост примерно на 0,5 п.п. в среднем по выборке стран, сходных с Россией по уровню подушевого ВВП», — говорит экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
Еще неизвестно, какие запланируют расходы бюджета на 2025 год, но темпы их наращивания, вероятно, замедлятся, полагает главный экономист «Тинькофф Инвестиций» Софья Донец. Она напомнила, что в 2024 году Минфин запланировал потратить на 4 трлн руб. больше, чем годом ранее (36,6 трлн против 32,4 трлн руб.).
«Новые деньги — в большой степени история про закрытие уже сформировавшейся с начала этого года необходимости в дополнительном финансировании», — считает она. В результате «чистый эффект» на экономический рост будет «от нейтрального до слабоотрицательного», прогнозирует Донец.
«Мы предполагаем, что даже с учетом налоговых инициатив скорость наращивания расходов бюджета будет снижаться. А вот навстречу будет двигаться более высокая скорость увеличения доходов, потому что повышение налоговой нагрузки планируется существенное. В итоге получится, что «минус» [для ВВП] может оказаться чуть больше, чем «плюс», — сказала Донец.